Приложение 1. Россия, словарная статья
1. Россия– в прошлом Русь - от названия Рось - правого притока Днепра. Название Рось относилось и к самому славянскому племени, и к той территории, которую оно занимало. В V-VI веках племя русь и ряд других славянских племен, ранее известных под общим названием поляне, объединяются в мощный союз племен и по главному племени получают новое общее название – русь. Территория этого племенного союза также называлась Русью. Название в форме рос дали своим северо-западным соседям – славянам индоиран племена Причерноморья. Означало оно «белые» и было связано с распространенной у древних азиатских народов цветовой ориентировкой, согласно которой западу соответствовал белый цвет. В конце XV века наряду с названием Русь появляется название Россия.
( Е. М. Поспелов «Топонимический словарь»: пособие для учащихся сред.и ст. возраста.-М.: Просвещение, 1988.-224с.)
Россия- Ближайшая этимология: впервые в Моск. грам. 1517 г. (Напьерский 322), также у Ивана Грозного, Аввакума и др., раньше -- Русь, откуда Русия, Мунехин, 1493 г., стр. 221 и сл.; Моск. грам. 1516 г. (Напьерский 319), Позняков, 1558 г., 4 и сл., Катырев-Рост. и др., народн. также Росеґя. Форма на -о- происходит из греч. `Pwss…a от ср.-греч. oѓ `Pоj, из языка патриаршей канцелярии в Константинополе, откуда идет и различение MegЈlh `Р. и Mikr¦ `P. Отсюда производные российский (Иван Грозный), росский (Задонщина, рукоп. XVII в.; РФВ 23, 277), ср. Первольф, AfslPh 8, 23; Погодин, Мeґl. Belicґ 83; Мартель, Мeґl. Воуеr 272 (с более стар. литер.). Из русск. произошло польск. Rosja (Брюкнер 463).
(Макс Фасмер «Этимологический словарь русского языка» в 4 томах. Перевод с немецкого и дополнения члена корреспондента АН СССР О.Н.Трубачева. Изд.2 стереотипное.Т.2.)
Русь, русский.- Сложность доисторических судеб восточнославянского языка обнаруживается и в загадочном происхождении слов Русь, русский. Многие считали и считают его исконным славянизмом (представители автохтонно-славянской теории). Кто выводил его из роксолан, считая их славянским племенем, смешанным с иранцами, скифо-сарматами. Кто связывал название Руси с мифическим обозначением народа ros у еврейского пророка Иезекииля, перенесенным затем византийцами на славян; кто искал следов этого имени в названиях разных народов, населявших до славян Южную Русь или прилегающие к ней страны. Были гипотезы, выводившие русское имя от финнов, литовцев, мадьяр, хазар, готов, грузин, кельтов, евреев и от разных неизвестных народов. У норманистов господствует теория о связи имени Русь с финским термином «Ruotsi», которым финны называли шведов, а может быть, и вообще жителей скандинавского побережья. Некоторые лингвисты из лагеря норманистов готовы доказывать, что имя Русь вошло в русский язык непосредственно от скандинавов, без финской помощи. Все это должно для норманистов служить опорой мысли о варяжском происхождении русского государства. В последнее время была даже выдвинута гипотеза о происхождении терминов Россия — Русь из двух разных культурных областей: имени Русь с севера, куда это слово принесли варяги, имени Россия с юга (ср. южнорусские названия с корнем Рос-, Рс-). Акад. Марр отрицал необходимость выводить происхождение имени Русь из какого-нибудь одного определенного племенного или национального языка. Он находил в нем следы яфетической стадии в развитии общечеловеческого языка. В Руси отложились «племенные слои доисторических или протоисторических эпох, не только скифский, но и ионийский, и даже этрусский, или урартский, т. е. тот же русский» (Марр Н. Я. Книжные легенды об образовании Куара и Армении и Киева на Руси // В кн.: Избр. работы, т. 5. М.; Л., 1935, с. 45).
(Основные этапы истории русского языка // Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. яз., с. 11—12).
2. С. Русское государство, родина, русский Восток, великая держава, своя земля, государство, русская земля, родная земля, русские поля, русские снега, русские пространства, святая Русь, Русь, Российская империя, Великая империя, русская равнина, огромные пространства, русское царство, Московское царство, вселенная, Петровская империя, мое Отечество, Отчизна, государство русское, русская сторона, империя.
АНТ. Франция, Германия, Европа, Запад,
А. миссия, призвание, освободительница, Богородица, душа, Бог, духовные силы, противоречивость.
3. СУБ
Была, есть, соединяет (два мира), не была, не стала, будет, не была замкнута (от Запада), была восприимчивее и свободнее, была полна (мистико - пророческих сект), шла (к расколу), должна была выйти (из замкнутого состояния), выйти (в мировую ширь), не могла бы выполнить (своей миссии) не могла бы сказать (свое слово), не имела единства, не имела (единого стиля), была покрыта (тайными обществами), грустна, была (идеальной действительностью), сложилась (в огромное мужицкое царство), имеет (особенную судьбу), может ли пойти (своим особым путем), может занять (высшее положение), скажет (новое слово), начнет (новый цикл истории), должна поведать (тайну свободы), свободна , не должна повторять (путь Запада), избрана, пережила (расцвет поэзии и философии), пережила (религиозные искания, мистические и оккультные настроения), может и должна миновать (период капиталистического развития), летит в бездну, кончается, должна возникнуть, отдастся, глядит, вызывает беспокойство, будет продолжать гнить, осталась великой, вступает (в великую неизвестность), стоит (пред великими мировыми задачами), предназначена (к великому), не играла (определяющей роли), не вошла в жизнь европейского человечества, оставалась провинцией, остается трансцендентной , станет окончательно Европой, остается неразгаданной тайной, непостижима для ума, неизмерима аршинами доктрин, не была бы так таинственна, собиралась, достигла размеров, самобытна, не похожа ни на одну страну, призвана быть освободительницей, не имеет корыстных стремлений, грешна
остается святой страной, почитает себя (единственной христианской страной в мире), вызывает (вражду и подозрительность), превращается (в Богородицу), не любит красоты, боится красоты, не хочет избыточности, обречена на рабство, остается страной безличного коллектива, чувствует мужественное начало себе трансцендентным, бессильна сама себя оформить, бессильна образовать из себя личность, невестится, ждет жениха, находилась в сервилистическом отношении к Западной Европе, осознала себя, стряхнула с себя пассивность, разбудила себе мужественные силы, почувствовала себя призванной, не может не осознать себя, жила природной жизнью, переживала, видела преимущество, исповедовала религию мировой плоти, смешивала родовой коллективизм с коллективизмом духовным, таила в себе пророческий дух, может попасть в плен, должна быть свободна от ненависти, станет Европой, будет духовно самобытной, призвана сыграть великую роль, призвана сказать новое слово миру, стоит во главе, не может определять себя как Восток, не может противополагать себя Западу, должна сознавать себя (Западом, Востоко-Западом), выйдет в мировую жизнь, должна пройти через религиозную эмансипацию личности, должна перейти от ожидания к созиданию, не призвана к благополучию, хотела лишь ангельского и зверского, дорогА, любима, может быть раскрыта, должна быть великой и могущественной, есть самостоятельная ценность, проваливается в бездну, имеет связь с началами народной жизни, не может погибнуть, изойдет ли, пережила татарщину, смутную эпоху, окрепла, выросла в государственного колосса, спасет, совмещает в себе несколько возрастов, должна проснуться, входит в другую реальность, обогащает, наполняет своими ценностями, должна быть возведена до общечеловеческого значения, будет на высоте, преодолеет старую политику, вступит на новый путь, внушает любовь, притягивает всех, отталкивает, хочет вытравить любовь, империалистична , лишена империалистического пафоса, не будет угнетать у себя внутри, должна освободитель решить польский вопрос, не сумеет внушить любви, потеряет основания для великого положения
ОБ
замыслил Творец о России, Умом России не понять, аршином общим не измерить, в Россию можно только верить, для достижения России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды и любви, выражено в стихотворении о грехах России, в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории, в России не было резких социальных граней, С Россией связаны былины и богатыри, Церковь была подчинена государству в Московской России, Она надорвала силы России
Колонизация была совершена в России вольным казачеством, В Московской России была настоящая боязнь просвещения, С 1666 г. началось в России царство антихриста, немецкое вторжение в Россию началось до Петра, уже в допетровской России были люди, выходившие из тоталитарного строя Московского царства, только в России мог появиться такой необычайный человек, западная культура в России XVIII в. была поверхностным барским заимствованием и подражанием, масонство было первой свободной самоорганизацией общества в России, в России нравственный элемент всегда преобладал над интеллектуальным, он был, может быть, первым в России философствующим человеком, Александр отдал Россию во власть Аракчеева, первое освободительное движение в России, первым культурным свободолюбивым человеком в России был масон и декабрист, для России характерно и очень отличает ее от Запада, что у нас не было и не будет буржуазной идеологии, Русская интеллигенция лишь в России существующее духовно-социальное образование, пробуждение русского сознания и русской мысли было восстанием против императорской России, в России все расценивалось по категориям ортодоксии и ереси, в России классическое образование стало реакционной силой, судьба философии в России мучительна и трагична, Шеллингианец Шадо был выслан из России
Поразительна двойственность немецкого влияния в России, пропагандировал его в России, в России возникло Общество любомудрия, можно считать характерными для России, замыслил Творец о России, каковы пути России,
для России идеи казались революционными, мысли Чаадаева о прошлом России выражены с глубокой болью, придет к утверждению великой миссии России, в России есть преимущество девственности почвы, Чаадаев проникается верой в мистическую миссию России, Россию никогда не увидит, и те и другие любили Россию, у России особый путь, западники будущее России видели в том, они построили учение о своеобразии России и ее пути, славянофилы смешали свой идеал России с историческим прошлым России, стали возможны в России мысль и слово, западники не поняли своеобразия России, не видели особенности России, найти свободу в России, целостность и органичность России славянофилы противополагают раздвоенности и рассеченности Западной Европы, удалось формулировать типичные черты различия России и Европы, они верили в великое призвание России, посвящена теме о России и Европе, о Востоке и Западе, но был ли свободный дух, были ли свобода духа и дух свободы в московской России, определяются различия между Россией и Западной Европой. В первооснове России лежит православная вера, противоречивость России отразилась и в самом Хомякове, он менее всех идеализировал древнюю Россию, ничего достойного уважения или подражания не было в России, Хомяков обвиняет Россию, Ив. Киреевский не хотел возвращения внешних особенностей старой России, он говорил об идеальной России, о России своего идеала, славянофилы хотели "России Христа", а не "России Ксеркса"
"Идея" России всегда обосновывалась пророчеством о будущем, он видел в России посредницу между Востоком и Западом.
Он решил ехать в Россию, выслали из России, в Россию он не проник, Баадер ищет спасения Запада в России, Баадер возлагает надежды на Россию, в России был двоякий исход философии, меня сейчас интересует не история России XIX в., это был редкий в России государственник, из России пойдет мировой пожар, в России в начале века был настоящий культурный ренессанс, в России не было целостного стиля культуры, дуализм и расколотость продолжают быть характерными для России, Марксизм в России был кризисом левой интеллигенции, в России возникает сильное марксистское движение, ожидание принимало в России разнообразные формы, это характерно для России, постоянная распря детей и отцов особенно характерна для России, на Россию надвигается что-то страшное.
В России он был человеком самой утонченной культуры, процветал в России,
в России образовалось религиозно-философское общество
В России философия приобретала религиозный характер, Высланный из Советской России он делается профессором догматического богословия в Париже, в России революция либеральная, буржуазная, требующая правового строя, была утопией, в России революция могла быть только социалистической, в России наиболее реалистично, они признали возможным для России миновать капиталистическую стадию развития и прямо перескочить к социализму, в России не было той самодовольной замкнутости в культуре, в России это подготовлялось, великой России нет, России выпадет центральная роль, великой России предстоит активная роль, нельзя излечить и возродить Россию, русская интеллигенция жила отрицанием существования России, возродить Россию, разгадать загадку России, понять идею России, России не знает мир, война вводит Россию в водоворот мировой жизни, верит в Россию, все в России превращается в орудие политики, правда будет признана Россией, антиномичность можно проследить в России во всем, В России нет власти условностей, тип странника характерен для России, Бог Аполлон не сходил в дионисическую Россию, в России тезис оборачивается антитезисом, германизм чувствовал Россию предназначенной себе, русский мессианизм не может быть связан с Россией, нет того духа, который всего более нужен России, что нужно России, мир внутри Росси делают невозможным, отдает предпочтение России, славянофилы выражали Россию, Розановщина губит Россию, тянет вниз Россию, засасывает Россию, консерватизм бессилен в России, в России есть столкновение культуры, это не случайно для России, славянофилы пробовали делать в России, необходим и неотложен в России призыв к повышению человеческой активности, приходилось защищать Россию, грозили затопить Россию, возлагается на Россию, спасет Россию, мировая война составит требования России, трудно организовать Россию, упорядочить в России хаотическую стихию, централизация удерживает Россию на низших стадиях развития, не любит России, Он любит Россию, не привык чувствовать себя ответственным перед Россией, обезличить Россию, призыв забыть о России, человечество и мир ждут луча света от России, всечеловечество имеет нужду в России, путь к всечеловечеству лежит через Россию, России необходимо мужественное сознание, перед Россией стоят мировые задачи, великорусское племя создало Россию, выведет Россию в мировую ширь,
ПРП
Допетровская
Киевская
Московская
Императорская
Старая
Идеальная
Советская
великая
противоречива
антиномична
непостижима
неизмерима
самая безгосударственная
самая анархическая
покорная
женственная
таинственна
самая государственная
самая бюрократическая
самая не шовинистская
самобытна
призвана
самая националистическая
святая Русь
грешна
христианская
богоносная
самая не буржуазная
фантастическая
бессильна
своеобразная
свободна
национально самодовольная
исключительная
пророческая
Русь звериная
дорога
любима
новая
грядущая
культурно отсталая
отсталая
колоссальная
таинственная
огромная
неведомая
народная
провинциальная
обывательская
официальная
Петровская
грустна
моя
неизвестная
инертна
ленива
погружена в материю
консервативная
революционная
дионисическая
сама
пророческая
бытовая
инертно-косная
государственная
общественная
необъятная
пробуждающаяся
ПРС
Родина
Земля
Часть света
Огромный Востоко-Запад
4. русский (народ)
Русь
Русское (сердце)
Русские (поля)
История государства Российского
Русский (язык)
Российская (империя)
Русские (субстантивированное прилагательное)
5.
1. Россия – страна, обладающая определенной миссией («Россия - страна охранения религиозной святыни по преимуществу и в этом ее религиозная миссия, Но эта благородная миссия может быть исполнена лишь в том случае, если Россия никогда не будет угнетать у себя внутри, если она и внутренно будет освободительницей угнетенных народностей». «Миссия России - более внутренняя. Миссия России - защита и освобождение маленьких народов»).
2. Россия – самостоятельное, активное начало («Россия может и должна миновать период капиталистического развития», «Россия совмещает в себе несколько возрастов»).
3. Россия – персонифицированная сущность («С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира», «Россия не похожа ни на одну страну мира»);
4. Россия – страна, активно участвующая в мировых событиях («Все чувствуют в нынешний мировой день, что Россия стоит перед великими мировыми задачами». «Творческий дух России займет наконец великодержавное положение в духовном мировом концерте»);
5. Россия – страна со своими духовными началами («Духовные силы России не стали еще имманентны культурной жизни европейского человечества». «На Западе еще не почувствовали, что духовные силы России могут определять и преображать духовную жизнь Запада»);
6. Россия – определенное пространство («Путь к всечеловечеству для каждого из нас лежит через Россию», «Шеллингианец Шадо был выслан из России». «Его на границе арестовали и выслали из России»);
7. Россия – огромная по размеру территория («Географическое положение Росси было таково, что русский народ принужден был к образованию огромного государства», «Со всех сторон чувствовал себя русский человек окруженным огромными пространствами, и не страшно ему было в этих недрах России»);
8. Россия – страна с внутренними противоречиями (««И можно сказать, что народная Россия внушает к себе такую любовь и притягивает к себе всех. Россия же официальная тщательно отталкивает от себя и хочет вытравить эту любовь и это притяжение»);
9. Россия – некое вместилище, средоточие идеологий («Марксизм в России был кризисом левой интеллигенции и разрывом с некоторыми ее традициями». «Во вторую половину 90-х годов в России возникает сильное марксистское движение, которое захватывает все более широкие круги интеллигенции»);
10. Россия – подвластная сущность («Германизм управлял телом и душой России». «Владычество Германии над огромной таинственной хаотической стихией, в прошлом именовавшейся Великой Россией, не может не пугать ее»)
11. Россия – сущность, подверженная изменениям («Россия непостижима для ума и неизмерима никакими аршинами доктрин и учений». «Россия последовательно и упорно собиралась и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира»);
12. Россия – живой организм («Никто не допускал возможности приближения германцев к сердцу России - Москве», «Оргия химических инстинктов, безобразной наживы и спекуляции в дни великой мировой войны и великих испытаний для России есть наш величайший позор, темное пятно на национальной жизни, язва на теле России».)
13. Россия – цельный, неразделимый объект («Целостность и органичность Росси славянофилы противопоставляют раздвоенности и рассеченности Западной Европы»);
14. Россия – субъект военных действий («Я почувствовал с первых дней войны, что и Россия и вся Европа вступают в великую неизвестность». «Уже можно предвидеть, что в результате этой войны Россия…станет окончательно Европой». «Выпадение России из войны – факт роковой для судьбы войны»);
15. Россия – глубоко религиозная страна. («И я думаю что в России, в русском народе есть… христианский, жертвенный мессианизм». «В первооснове России лежит православная вера». «Россия – святая Русь»);
16. Россия – Великая страна («Но я верил и надеялся, что в решении таинственных судеб человечества Великой России предстоит активная и творческая роль». «Такая политика в конце концов антигосударственна и ведет к разделению и умалению великой России»).
17. Россия – объект веры («В Россию можно только верить». «Верит в Россию каждый по своему»);
18. Россия – объект неверия («Поразительно, до чего неверующими в Россию были всегда наши националисты»);
19. Россия – Родина («Темные разрушительные силы, убивающие нашу Родину». «Но сейчас к мыслям моим о судьбе России примешивается много горького пессимизма и острой печали от разрыва с великим прошлым моей родины»);
20. Россия – явление сложное, неопределенное;
21. Россия – необъятная территория («Русская душа подавлена необъятными русскими полями и необъятными русскими снегами, она утопает и растворяется в этой необъятности». «Государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалось страшной централизацией»;
22. Россия – государственный колосс («Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире», «Россия пережила татарщину, пережила смутную эпоху и окончательно окрепла, выросла в государственного колосса);
23. Россия – святая страна («В каком же смысле русское народное православное сознание верит в святую Русь и всегда утверждает, что Русь живет святостью, в отличие от народов Запада».
24. Россия – «глубокая» и таинственная страна («Многих на Западе влечет к себе таинственная глубина русского Востока»).