Как организовать перевод сайта?
Сайт любой компании-экспортера должен быть переведен на языки всех стран, где продаются товары или услуги этой компании. Самый простой и практически бесплатный способ сделать сайт многоязычным – это использовать автоматический перевод, например от Google, однако процент отказов пользователей в этом случае будет крайне высоким, что может отрицательно сказаться на позициях сайта в поисковых системах. Кроме того, точность передачи смысла будет приблизительной и будет постоянно меняться в зависимости от обновлений «движка» машинного перевода. Такой перевод может ввести пользователя в заблуждение и точно не будет способствовать укреплению имиджа компании.
Итак, вы решили локализовать свой сайт и сделать его многоязычным. В этой статье мы собрали общие рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы бюро переводов «Альба» по локализации сайтов.
Шаг 1. Определиться с перечнем языков
На русский язык приходится около 3% пользователей Интернета, на английский – 26%. Увеличение числа языковых версий приведет к росту посещаемости, но увеличит продажи только в том случае, если компания готова работать с клиентами из этих стран: служба поддержки, отдел продаж общаются на этих языках, есть филиалы. Выполнять локализацию «про запас» в большинстве случаев не имеет смысла.
По данным https://www.internetworldstats.com
Шаг 2. Согласовать окончательный вариант исходного контента сайта и определиться с тем, какие разделы сайта будут локализованы
Стоимость любого изменения в тексте сайта увеличивается прямо пропорционально числу языковых версий этого сайта. Нередко в конце проекта у переводческой компании набирается длинный список замеченных в исходном тексте сайта опечаток, логических противоречий, несогласованностей и т. д. Не все такие противоречия переводчик может разрешить без участия заказчика. Еще хуже, когда заказчик дорабатывает текст сайта уже после начала перевода. Все это приводит к путанице и существенно увеличивает сроки работы над проектом.
Оцените бюджет проекта. Действительно ли необходимо переводить контент сайта целиком или можно ограничиться отдельными страницами? Нужно ли переводить разделы «Новости», «Статьи», «Отзывы»?
Шаг 3. Определиться со структурой сайта и объемом технических доработок
А. Как будет реализована многоязычность?
Организовать языковые версии сайта можно следующими способами:
- домены с таким же именем в других зонах (yoursite.ru, yoursite.de, yoursite.fr и т. д.);
- поддомены с обозначением языка (ru.yoursite.ru, de.yoursite.ru);
- директория с языковым идентификатором (yoursite.ru/de/);
- подмена контента.
Первый способ самый сложный и затратный. Некоторые домены могут быть заняты, и их придется выкупать. Изменение дизайна или функций потребует правок на каждом из сайтов. В то же время этот способ дает наибольшую свободу локализации. Структуры отдельных сайтов не будут жестко связаны между собой. Кроме того, каждый сайт будет раздельно индексироваться и ранжироваться поисковыми системами независимо от других.
Многоязычный сайт с использованием поддомена технически ничем не отличается от использования отдельного домена для каждого языка, поэтому этот способ целесообразно использовать только в том случае, когда невозможно приобрести все требуемые домены.
Директория с языковым идентификатором – наиболее распространенный и простой способ реализации многоязычного интерфейса. Во многих системах управления сайтами существуют бесплатные или недорогие плагины (например, WPML для WordPress) для реализации этого варианта. В некоторых системах (например, Joomla) такой плагин уже встроен в базовый функционал. Все преимущества и недостатки этого способа связаны с тем, что сайт представляет собой единое целое. Это может, например, вызвать сложности при децентрализованном наполнении сайта контентом, когда за каждую из языковых версий отвечают разные филиалы компании.
Вариант с подменой контента используется крайне редко из-за негативного влияния на продвижение сайта. Страницы на разных языках в этом случае могут иметь одинаковые URL, заголовки, ключевые слова, что негативно отразится на их продвижении.
Б. Будет ли совпадать структура всех языковых версий сайта?
Необходимость в разных структурах отдельных языковых версий сайта может быть вызвана различными факторами: особенностями доставки или оформления заказа, особенностями законодательства (например, разными требованиями к защите персональных данных). Могут отличаться ассортимент товаров, акции, новости.
В. Будет ли совпадать функционал всех языковых версий сайта?
Создание многоязычного сайта может повлечь расширение функционала: автоматическую конвертацию цен в разные валюты (единицы измерения), изменение формата дат.
Г. Подходит ли дизайн сайта для реализации многоязычности?
Текст на разных языках может существенно различаться графически. Если дизайн сайта разрабатывался для языков на основе иероглифов (например, китайского), то скорее всего его нельзя будет без доработок использовать для, например, немецкой версии сайта. Длинный немецкий текст просто не поместится в кнопки. Доработка дизайна может потребоваться также в случае локализации на языки с обратным (RTL/LTR) направлением письма (например, арабский или иврит), где нужно будет располагать основные модули зеркально.
Д. Есть ли редактируемые исходники всех аудиовизуальных материалов (схем, графиков, видео, презентаций)?
Отсутствие редактируемых файлов может существенно увеличить стоимость и сроки работ по верстке. Кроме того, если текст или субтитры являются частью растрового изображения, то либо изображение под ними будет утрачено при замене текста (переводной текст будет размещен в «текст-боксе» с заливкой фона), либо придется оплатить длительную работу по ручной отрисовке этих частей изображения.
Е. Флаги или языки?
Флаги символизируют страны, но не языки. Нужно очень осторожно использовать их для обозначения языковых версий сайта, чтобы не запутать или не оскорбить пользователя. Если флаги Великобритании или США не введут пользователя в заблуждение, то многие более редкие языки просто невозможно обозначить с помощью флагов. Например, флагом какой страны обозначить арабский язык, хинди, персидский? При использовании наименований языков очень важно не указывать их на основном языке сайта, т. е. вместо «немецкий» и «китайский» указывать «Deutsch» и «中文».
Ж. Подходит ли кодировка сайта для отображения контента на разных языках?
Если в проекте будет использована не только латиница или кириллица, то вариант для реализации мультиязычности практически только один – нужно использовать Unicode, как правило UTF-8.
З. Нужно ли пытаться автоматически определять язык пользователя?
Существует много способов определить язык пользователя и перенаправить его на нужную языковую версию сайта. Важно понимать, что ни один из этих способов не является абсолютно точным. У пользователя, по ошибке перенаправленного не на ту языковую версию, должна оставаться возможность быстро ее сменить.
И. На какую страницу сайта будет попадать пользователь при переключении между языками?
Идеально, если переключение языка на любой странице приведет к открытию перевода этой же страницы. Полностью выдержать этот принцип не получится, если переведена только часть материалов. В этом случае переключение языков должно отправлять пользователя на перевод главной страницы сайта.
Шаг 3. Подготовить материалы для перевода
А. Как будет осуществляться экспорт для перевода и последующий импорт переведенных страниц? Имеет ли смысл автоматизировать этот процесс?
С небольшими сайтами – как сейчас принято говорить, «визитками» – можно обойтись без автоматизации, скопировав текст в файл Excel. Крайне нежелательно использовать для этих целей MS Word. Во-первых, сложнее структурировать элементы контента и сложнее будет их потом искать и соотносить между собой на разных языках (в Excel, сколько бы языков ни было, перевод можно вписывать в следующий столбец). Во-вторых, любая серьезная переводческая компания давно умеет работать с разметкой HTML. Если Вы отправите на перевод файл Excel, содержащий теги разметки в ячейках, то все теги после перевода останутся на своих местах. Это достигается с помощью специального переводческого ПО, которое блокирует теги, чтобы переводчик случайно не удалил их, а также позволяет сравнить оригинал и перевод и убедиться, что все теги сохранились на своих местах.
В случае более крупных проектов эффективным решением может быть настройка экспорта контента для перевода. Это можно сделать либо с помощью модулей (для большинства популярных CMS такие модули уже существуют), либо самостоятельно разобравшись со структурой базы данных сайта, где размещен контент.
Б. Проверьте, что при выгрузке Вы ничего не забыли:
- пункты меню;
- содержимое всех модулей и плагинов;
- сообщения об ошибках при отправке форм;
- шаблоны отправляемых пользователю сайтом электронных писем;
- мета-теги и ключевые слова;
- текст на изображениях и субтитры к видео;
- юридически значимые тексты (соглашения о конфиденциальности, условия поставки, каталоги продукции, прайс-листы, спецификации и т. д.).
Шаг 4. Взаимодействие с переводческой компанией или набор команды переводчиков
Современный перевод – это сложный, многоступенчатый процесс, который помимо собственно перевода включает различные работы по подготовке проекта и контролю качества: составление и согласование глоссария, редактирование вторым переводчиком, автоматический контроль соблюдения форматирования, передачу цифровых значений. Над локализацией сайта на пять языков, к примеру, может работать команда из 12–15 человек. Управление таким процессом требует специальных знаний. Практика показывает, что заказчику не удастся существенно сэкономить, организуя эту работу самостоятельно.
Обязательно составьте хотя бы примерный график работ. Весь ли текст будет направлен в перевод единовременно? Планируете ли вы впоследствии регулярно переводить какие-либо материалы (новости, аудиторские отчеты, пресс-релизы и т. д.)? Знание такой информации позволит переводческой компании спланировать ресурсы, и над проектом будет работать более стабильная команда, что положительно отразится на качестве.
Шаг 5. Лингвистическое тестирование
После того как перевод выполнен и подготовлена тестовая сборка мультиязычного сайта, можно приступать к лингвистическому тестированию. Лингвистическое тестирование позволяет выявить ошибки, которые невозможно или крайне сложно заметить на предшествующих этапах работы. К таким ошибкам относятся:
• Смысловые ошибки из-за нехватки контекста. Подобные ошибки практически не зависят от компетенции переводчика, поскольку переводчик работает с текстом не в оболочке сайта, а чаще всего получает текст, выгруженный в Excel, где элементы контента сгруппированы не так, как они будут сгруппированы на страницах сайта.
• Искажение форматирования из-за изменчивости длины текста (выход текста за границы кнопок или неполное его отображение).
• Ошибки со шрифтами (например, когда в используемом шрифте отсутствуют символы нужного языка).
• Неверные гиперссылки (например, ведущие на другую языковую версию сайта).
Шаг 6. Мультиязычное SEO
Современная поисковая оптимизация – это в значительной степени лингвистическая задача. Правильно подобрать частотные ключевые слова может только человек, прекрасно владеющий целевым языком. Идеально, если список ключевых слов готов до начала перевода. Это позволит сэкономить силы и время на переработке контента впоследствии.